Отвечает на вопросы Константин Горьков, руководитель инженерно-технического центра "ТехПолимер"
Журнал "Дороги. Инновации в строительстве". Выпуск № 107.
ГЕОСИНТЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И ДОЛГОВЕЧНОСТЬ ДОРОЖНЫХ ОБЪЕКТОВ
ПЕРВЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ГЕОСИНТЕТИКОВ В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ РОССИИ ОТНОСИТСЯ ЕЩЕ К 70-М ГОДАМ ПРОШЛОГО ВЕКА. ТОГДА ЖЕ ПОЯВИЛАСЬ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ. ВМЕСТЕ С ТЕМ В 90-Х НАЧАЛСЯ НОВЫЙ ВИТОК РАЗВИТИЯ ТАКИХ ТЕХНОЛОГИЙ. ТОГДА ШИРОКОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ПОЛУЧИЛИ ЗАПАДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. ОДНАКО С ТЕХ ПОР МНОГОЕ ИЗМЕНИЛОСЬ. А ЧТО ПРОИСХОДИТ СЕЙЧАС, РАССКАЗАЛ КОНСТАНТИН ГОРЬКОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ЦЕНТРА "ТЕХПОЛИМЕР"
Использование инновационных материалов, как известно, ориентируется на повышение качества и увеличение межремонтных сроков автомобильных дорог и искусственных сооружений на них. Как вы в этом смысле оцениваете важность применения геосинтетики?
— Я бы сказал, что в вопросе о применении геосинтетики как фактора повышения долговечности автомобильных дорог и искусственных сооружений не совсем применимо слово «важность», основным понятием в данном случае является целесообразность. А именно:
- отсутствие необходимых инертных материалов как по качеству, так и по объему (использование геосинтетики позволяет применять инертные материалы в меньшем объеме и с более низкими физико-механическими показателями);
- отсутствие полосы отвода или стесненные условия (применение геосинтетики позволяет устраивать высокие насыпи или подпорные стенки с меньшей шириной подошвы, за счет обеспечения устойчивости насыпей с более крутыми откосами);
- удаленность от источников строительных материалов, карьеров, АБЗ, РБУ и т. д. (применение геосинтетики позволяет возводить достаточно широкий перечень конструкций и сооружений в отрыве от источников традиционных строительных материалов);
- повышение долговечности, надежности и безопасности конструкций;
- невозможность выполнения работ традиционными способами (применение геосинтетики позволяет исключать некоторые виды работ, тем самым уменьшая их стоимость и время производства, с обеспечением требуемых показателей конструкций).
Повлияла ли на российский рынок геосинтетических материалов (производство и продажи) ситуация с введением антироссийских санкций? Есть ли проблемы по импортозамещению?
— Да, санкции повлияли на производство геосинтетических материалов. К сожалению, большинство оборудования и ПО для работы на нем — европейского производства, хотя сейчас появился широкий спектр аналогов из Китая. Также многочисленные присадки и добавки, входящие в состав геосинтетических материалов, имели импортное, западное происхождение. Но надо сказать, что российским производителям удалось заменить большую часть из них аналогами либо отечественного, либо китайского производства.
Какие отечественные технологические решения уже доказали свою эффективность при строительстве и ремонте дорог и мостов? Можете ли привести примеры повышения качества и долговечности объектов?
— Уже с 2015 года применяется технология санации водопропускных труб с применением несъемной опалубки из рукава полимерного защитного (HDPE), уже доказавшая свою эффективность, позволяя увеличить межремонтные интервалы и в целом долговечность искусственных сооружений.
Кроме того, показали свою техническую и экономическую эффективность технологии армирования КДО, пластовые дренажи, подпорные армогрунтовые стенки, армирование насыпей и усиление слабых оснований, укрепление откосов насыпей геосинтетическими материалами.
Ведутся ли на сегодняшний день новые разработки?
— Разработки инновационной геосинтетики ведутся постоянно. Например, в области оценки и повышения долговечности ряда геосинтетических материалов, применяемых для дорожного и промышленно-гражданского строительства.
В целом, как вам видятся перспективы развития рынка геосинтетических материалов в России?
— С учетом накопления опыта и базы знаний по оценке долговечности геосинтетики, как нам видится, ожидается бум развития геосинтетических материалов с новыми, повышенными и улучшенными показателями и характеристиками.