ГЕОСИНТЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ

29 июля 2025

Отвечает на вопросы редакции: Константин Владимирович Горьков, начальник инженерного центра «ТехПолимер»

(ЧАСТЬ 1)

Использование геосинтетических материалов считается одним из самых эффективных и экономически целесообразных реше­ний при строительстве объектов транспортной инфраструкту­ры в большинстве стран мира. Оправдав свое назначение при строительстве самых сложных автодорожных объектов, такие материалы нашли широкое применение и в дорожной отрас­ли нашей страны. Российский рынок геосинтетики продолжает развиваться, расти, но удается ли на сегодняшний день ми­нимизировать ряд традиционных проблем, существующих в данной сфере деятельности? Отвечая на этот и другие вопро­сы, экспертными мнениями поделились ведущие специалисты, работающие в области производства и поставок геосинтетиче­ских материалов.

Редакция журнала "Дорожная держава":

 – С момента выхода распоряжения Росавтодора об отмене отраслевых дорожных методик (ОДМ), каса­ющихся, в частности, геосинтетических материалов, прошло более трех лет. Как отмена этих документов сказалась на работе производителей и поставщиков гео­синтетики, а также на практике проектирования и вза­имодействия с заказчиками?

К.В. Горьков:

– В период действия ОДМ были четкие указания, схемы и модели применения геосинтетических материалов в разных элементах автомобильных дорог; данные ОДМ могли быть использованы и в других отраслях строительства при аналогичных конструктив­ных схемах и нагрузках. Отмена этих документов отрицательно сказалась на применении геосин­тетических материалов в дорож­ном строительстве, поскольку до сих пор не приняты замещаю­щие их нормативные документы должного наполнения. Существу­ющие ГОСТы уже не дают исчер­пывающих ответов на вопросы по применению геосинтетических материалов в дорожном строи­тельстве. Особенно это касается использования композитных ма­териалов, сочетающих в себе не­сколько функций.

Редакция журнала "Дорожная держава":

– Есть ли в нашей стране произ­водители станков, оборудова­ния для выпуска геосинтетики, или рынок полностью зависит от импортных решений? Как это отражается на себестоимости, гибкости производства и его мо­дернизации?

К.В. Горьков:

– В нашей стране отсутствует про­изводство оборудования и ПО для изготовления геосинтетиче­ских материалов. Как правило, для выпуска изделий применяют­ся бывшие в употреблении ино­странные линии, производство на которых признано за рубежом эко­номически невыгодным. К старому оборудованию наши «левши» при­делывают «костыли» и отправляют в долгий трудовой путь, что при­водит к увеличению количества брака, перерасходу сырья и, соот­ветственно, к росту стоимости ито­гового продукта и снижению его качества (брак очень часто идет в переработку и подмешивается в виде вторичного сырья при изго­товлении геосинтетики). Приобре­тение же новых линий сопряжено со сложностью (из-за существую­щей политической обстановки) и с увеличением транспортного плеча, поднимая его и без того высокую стоимость в 2–3 раза.

Редакция журнала "Дорожная держава":

– Существует ли в данном сег­менте дорожно-строительно­го рынка проблема дефицита кадров, нехватки квалифициро­ванных специалистов? Если да, то какие скорейшие шаги можно предпринять для ее решения?

К.В. Горьков:

– Дефицит кадров за последние 30 лет стал общей проблемой. Чтобы ее решить, нужно принимать (на уровне государства) новые про­граммы обучения, стимулировать выбор рабочих специальностей.

Редакция журнала "Дорожная держава":

– С развитием интернет-продаж и электронной коммерции участи­лись случаи, когда компании, не имеющие ни производственных мощностей, ни научно-техниче­ской базы, позиционируют себя как производители геосинтети­ки. Фактически являясь обычны­ми дилерами или посредниками, они вводят в заблуждение потре­бителя. Как бороться с таким яв­лением?

К.В. Горьков:

– По факту это мошенничество, так что этим должны заниматься ком­петентные органы: МВД, ФСБ и прочие...

 

Продолжение обсуждения важных отраслевых вопросов будет опубликовано в следующем выпуске журнала "Дорожная держава"№ 133 (сен­тябрь).

Прочитать материал в источнике