Отвечает на вопросы редакции: Константин Владимирович Горьков, начальник инженерного центра «ТехПолимер»
(ЧАСТЬ 1)
Использование геосинтетических материалов считается одним из самых эффективных и экономически целесообразных решений при строительстве объектов транспортной инфраструктуры в большинстве стран мира. Оправдав свое назначение при строительстве самых сложных автодорожных объектов, такие материалы нашли широкое применение и в дорожной отрасли нашей страны. Российский рынок геосинтетики продолжает развиваться, расти, но удается ли на сегодняшний день минимизировать ряд традиционных проблем, существующих в данной сфере деятельности? Отвечая на этот и другие вопросы, экспертными мнениями поделились ведущие специалисты, работающие в области производства и поставок геосинтетических материалов.
Редакция журнала "Дорожная держава":
– С момента выхода распоряжения Росавтодора об отмене отраслевых дорожных методик (ОДМ), касающихся, в частности, геосинтетических материалов, прошло более трех лет. Как отмена этих документов сказалась на работе производителей и поставщиков геосинтетики, а также на практике проектирования и взаимодействия с заказчиками?
К.В. Горьков:
– В период действия ОДМ были четкие указания, схемы и модели применения геосинтетических материалов в разных элементах автомобильных дорог; данные ОДМ могли быть использованы и в других отраслях строительства при аналогичных конструктивных схемах и нагрузках. Отмена этих документов отрицательно сказалась на применении геосинтетических материалов в дорожном строительстве, поскольку до сих пор не приняты замещающие их нормативные документы должного наполнения. Существующие ГОСТы уже не дают исчерпывающих ответов на вопросы по применению геосинтетических материалов в дорожном строительстве. Особенно это касается использования композитных материалов, сочетающих в себе несколько функций.
Редакция журнала "Дорожная держава":
– Есть ли в нашей стране производители станков, оборудования для выпуска геосинтетики, или рынок полностью зависит от импортных решений? Как это отражается на себестоимости, гибкости производства и его модернизации?
К.В. Горьков:
– В нашей стране отсутствует производство оборудования и ПО для изготовления геосинтетических материалов. Как правило, для выпуска изделий применяются бывшие в употреблении иностранные линии, производство на которых признано за рубежом экономически невыгодным. К старому оборудованию наши «левши» приделывают «костыли» и отправляют в долгий трудовой путь, что приводит к увеличению количества брака, перерасходу сырья и, соответственно, к росту стоимости итогового продукта и снижению его качества (брак очень часто идет в переработку и подмешивается в виде вторичного сырья при изготовлении геосинтетики). Приобретение же новых линий сопряжено со сложностью (из-за существующей политической обстановки) и с увеличением транспортного плеча, поднимая его и без того высокую стоимость в 2–3 раза.
Редакция журнала "Дорожная держава":
– Существует ли в данном сегменте дорожно-строительного рынка проблема дефицита кадров, нехватки квалифицированных специалистов? Если да, то какие скорейшие шаги можно предпринять для ее решения?
К.В. Горьков:
– Дефицит кадров за последние 30 лет стал общей проблемой. Чтобы ее решить, нужно принимать (на уровне государства) новые программы обучения, стимулировать выбор рабочих специальностей.
Редакция журнала "Дорожная держава":
– С развитием интернет-продаж и электронной коммерции участились случаи, когда компании, не имеющие ни производственных мощностей, ни научно-технической базы, позиционируют себя как производители геосинтетики. Фактически являясь обычными дилерами или посредниками, они вводят в заблуждение потребителя. Как бороться с таким явлением?
К.В. Горьков:
– По факту это мошенничество, так что этим должны заниматься компетентные органы: МВД, ФСБ и прочие...
Продолжение обсуждения важных отраслевых вопросов будет опубликовано в следующем выпуске журнала "Дорожная держава"№ 133 (сентябрь).
Прочитать материал в источнике