При строительстве дорог, железнодорожного полотна, путепроводов, мостов, благоустройстве территорий, задачи по укреплению откосов и защиту их от эрозии почвы являются одними из важнейших. Существуют различные варианты укрепления грунта, оптимальный определяется в зависимости от геологических особенностей основания, степени устойчивости почвы, крутизны угла заложения откоса, уровня подземных и поверхностных вод, уровня возможного подтопления, интенсивности осадков, оказываемых нагрузок и целей дальнейшей эксплуатации участка.
В данной статье речь пойдет о таком современном методе, как применение бетононапоняемых матов ГК «Техполимер». Данная методика зарекомендовала себя на практике и эффективна для укрепления откосов и инженерной защиты, даже при наличии значительного уклона крутизной до 1:1.
Бетононаполняемый мат «ТЕХПОЛИМЕР» СТО 56910145-031-2020 – представляет собой замкнутую оболочку из высокопрочного тканого текстиля с фиксирующими узлами, которая при заполнении бетонной смесью образует монолитную бетонную конструкцию заданных размеров и конфигурации.
Бетонаполняемый мат, уложенный единым полотном непосредственно на укрепляемую поверхность, обеспечивает ее целостность и устойчивость. Гибкость конструкции позволяет укладывать мат даже на очень рельефную поверхность, обеспечивает плотное прилегания к грунту. Геосинтетическое полотно мата является практически водонепроницаемым, отлично защищает бетон от разрушительного воздействия влаги и химических реагентов.
Опыт применения.
В 2020 году с применением данной технологии были выполнены работы по укреплению откоса насыпи участка автомобильной дороги М5 «Урал», км 1777+000.
Данный участок автомобильной дороги испытывал эрозионные деформации вызванные стекающими с поверхности водами.
Этапы работ:
- Устранение размывов грунта, выполнена планировка и уплотнение основания насыпи, подготовка ярусов для закрепления бетононаполняемых матов.
- Подготовка анкерных траншей для закрепления матов – укладка армирующего материала – плоской георешетки и устройство щебеночной подушки с достаточным уплотнением. После подготовки траншей, на откос укладываются сшитые в полотна маты и закрепляются анкерами в анкерных траншеях.
- Окончательное оформление насыпи. В закрепленные на откосе маты, с помощью гибких рукавов ввели инъекционную смесь через надрезы в верхней части мата. Смесь подавали с применением автобетононасоса. Заполнение каждого мата начинали снизу, постепенно поднимая и выводя рукава из мата.
В результате было изготовлено высокопрочное инженерно-техническое сооружение, надежно защищающее откос участка дороги М5 «Урал» от негативных эрозионных процессов, обеспечивающее стойкость к атмосферным факторам, обладающее экологической безопасностью и завершённым эстетическим видом.
Использование бетонаполняемых матов позволяет создать надежный и долговечный укрепляющий слой достаточно простым и технологичным способом. Это слой способен переносить значительное количество циклов гидратации-дегидратации, выдерживает температурные перепады. Монтаж матов производится с небольшими трудозатратами. При этом обеспечивается возможность в сжатые сроки изолировать значительную площадь поверхности.