В Байкальске началась подготовка к рекультивации территории бывшего целлюлозно-бумажного комбината. На промплощадке уже ведутся изыскательские работы и параллельно продолжается сбор предложений по техническим решениям для рекультивации отходов БЦБК.
Это промплощадка очистных БЦБК. Некогда градообразующее предприятие. А сегодня — прямая угроза экологии Байкала. Почти 250 тысяч кубометров отходов от производства, в том числе токсичных, — никуда не делись. А от попадания в окружающую среду их сдерживает лишь так называемый «глиняный замок».
— А дамба там из чего сделана?
— Глина. Гидравлическая связь всего есть. Здесь получает — три пруда, два аэротенка и подвал очистных.
За рекультивацию отходов БЦБК пытались взяться трижды. Разные операторы. «Росатом» — четвёртый. В ноябре прошлого года правительство России поручило ему ликвидировать опасное наследие целлюлозного комбината. Процесс пошёл, а как дела продвигаются, представители «Федерального экологического оператора» показывают экспертам Народного фронта.
— Уже сегодня на промплощадке очистных БЦБК работают четыре буровых установки, пока они забирают грунт с глубины трёх метров, но планируют «забуриться» и глубже.
Все пробы отправят в специальную лабораторию. Позже грунт начнут забирать с глубины 12 метров.
— Параллельно с изысканиями, с проектированием, здесь также будут осуществляться первостепенные меры, связанные с понижением надшламовых вод в картах солзанского и бабхинского полигонов. И к этой работе мы приступим уже в апреле текущего года. Сегодня вся подготовительная работа ведётся, подобрано необходимое оборудование, которое позволяет чистить надшламовые воды до состояния, которое требует 83-й приказ Минприроды. В соответствии, с установленными требованиями, — говорит директор направления по реализации госпрограмм в сфере экологии госкорпорации «Росатом» Андрей Лебедев.
Параллельно с изысканиями продолжается сбор предложений по техническим решениям для рекультивации отходов БЦБК. Лучшие варианты обсудят с учёными и экологическими экспертами.
— Найдены подходы определённые по рекультивации. В принципе, уже понятно, что делать и как делать. После изысканий, которые проводятся на территории, комплекс этих подходов будет определён в проекте. По сути, научное сообщество, экспертное сообщество видит чёткие и понятные системы, при которых можно рекультивировать данную территорию, — говорит эксперт тематической площадки «Экология» ОНФ Александр Коган.
А это — карты-накопители отходов БЦБК. Зимой припорошенные снегом выглядят вполне безобидно. Но именно они опасны больше всего, ведь заполнены шлам-лигнином и золошлаками. И многих интересует не только способ рекультивации, но и их дальнейшая судьба.
— И куда эти отходы будут сливаться, я имею в виду надшламовые воды. И плюс крупногабаритный мусор. Куда он будет вывозиться, на какие полигоны, и так далее. Поэтому у нас будет непрерывный контроль до окончания переработки всех этих отходов, — говорит сопредседатель регионального штаба ОНФ Сергей Апанович.
С технологией должны определиться до 15 февраля. Вместе с учёными и Росприроднадзором выберут самый современный, эффективный и безопасный способ переработки отходов. В этом же году должны разработать и утвердить проект. Реализуют его до 2024 года.
— В картах-накопителях БЦБК, расположенных на берегу озера, за 50 лет работы комбината накопилось порядка 6,5 млн тонн твердых и жидких отходов. Основной объем составляет шлам-лигнин. Осенью 2020 года правительств РФ назначило Федеральный экологический оператор — структуру госкорпорации «Росатом» — оператором ликвидации отходов. Выполнить поставленную задачу он должен до 2024 года.