Редакция 74.RU рассказала, что в центре Челябинска, у реки Миасс, появился глухой забор и строительные объекты. Там будут сушить ил, который добудут со дна водоема. Этот участок является временным, так как служит площадкой для реабилитации реки Миасс согласно контракту, который заключило ОГКУ “ЦЭМ” до конца 2028 года. Планируется выполнить первый этап работ - от пруда Коммунар до пруда ЧГРЭС.
Компания, разработавшая проект, сообщает, что на 10-километровой территории дна Миасса скопилось 11 млн кубометров ила, из-за чего река на ⅔ заполнена этими отложениями. В некоторых местах они даже выступают над водой, превращая Миасс в подобие болота.
Грубо говоря, реки в Челябинске нет — это, скорее, каскад гидротехнических сооружений: несколько плотин в центре города формируют большие заводи, — объяснил директор подрядной организации. — А плотина — это преграда для ила. Он намывался последние 50 лет, с момента строительства этих гидротехнических сооружений из-за сброса снега и всего остального...
Работать будут два земснаряда-амфибии типа тех, которые полтора года назад чистили реку от мусора и зарослей, но больше, мощнее. Специальным землесосом машина будет откачивать ил и по трубам переправлять на берег. Чтобы эта жижа не воняла в центре города, ее запакуют в специальные геотубы — там она будет отлеживаться с коагулянтами и высыхать в течение года. Из семи миллионов кубов мокрого ила должно получиться 600–700 тысяч кубометров сухого...
На площадки мы не просто выливаем ил — он бы пах, что неприемлемо в городе. Он будет собираться в специальные текстильные контейнеры (СТО 56910145-016-2015) от 400 до 1000 кубометров. В них он будет выжиматься, как творог через марлю, — образно объяснил подрядчик. — Лишняя вода будет уходить на очистные сооружения, а после — сбрасываться обратно в реку. В этих геоконтейнерах ил вылежит, полностью обезводится, после этого мы его вывезем. Было очень много вопросов относительно качества этого ила, нужно ли размещать на [мусорном] полигоне. Мы провели изыскания и пришли к выводу, что качество ила соответствующее, и он не является отходом. Поэтому обезвоженный он будет использоваться для рекультивации иловых карт очистных сооружений Челябинска.
Планируется, что к концу 2027 года, машина-амфибия завершит свою работу, после чего подрядчику потребуется еще один год для вывоза ила и приведения площадок для его хранения в надлежащее состояние. Одной из главных причин столь длительного срока реализации проекта является проблема с наличием достаточного пространства для хранения ила.
Работы будут проводиться в теплое время года, исключая нерестовый период, который длится с начала мая до середины июня. В ходе работ не предполагается изменение рельефа дна или контура берегов.